5,45 - мм автомат калашникова укороченный АКС74У (АКС74УН2)


Разборка и сборка автомата


5. Разборка автомата может быть неполная и полная: неполная — для чистки, смазки и осмотра автомата; полная — для чистки при сильном загрязнении автомата, после нахождения его под дождем или в снегу и при ремонте. Излишне частая разборка автомата вредна, так как ускоряет изнашивание частей, и механизмов.

Разборку и сборку автомата производить на столе или чистой подстилке; части и механизмы класть в порядке разборки, обращаться с ними осторожно, не класть одну часть на другую и не применять излишних усилий и резких ударов. При сборке автомата сличить номера на его частях; у каждого автомата номеру на ствольной коробке должны соответствовать номера на затворной раме, затворе и других отделяемых частях, имеющих номер. Обучение разборке и сборке на боевых автоматах допускается лишь в исключительных случаях и с соблюдением особой осторожности в обращении с частями и механизмами.


6. Порядок неполной разборки автомата:

1) Отделить магазин. Удерживая автомат левой рукой за переднюю часть приклада или цевье, правой рукой обхватить магазин (рис. 3); нажимая большим пальцем на защелку, подать нижнюю часть магазина вперед и отделить его. После этого проверить, нет ли патрона в патроннике, для чего опустить переводчик вниз, поставив его в положение «АВ» или «ОД»; отвести за рукоятку затворную раму назад, осмотреть патронник, отпустить рукоятку затворной рамы и спустить курок с боевого взвода.

Рис. 3. Отделение магазина

Рис. 3. Отделение магазина


При разборке автомата с ночным прицелом после отделения магазина отделить ночной прицел, для чего отвести ручку зажимного устройства влево и назад, сдвигая прицел назад, отделить его от автомата.

2) Вынуть из сумки шомпол и пенал принадлежности; раскрыть пенал и вынуть из него протирку, ершик, отвертку и выколотку.

3) Отделить пламегаситель (рис. 4). Утопить отверткой фиксатор пламегасителя и отвинтить пламегаситель с резьбового выступа основания мушки (со ствола), вращая его против хода часовой стрелки. В случае затруднительного свинчивания пламегасителя допускается отвинчивание его с помощью шомпо¬ла, вставленного в выемки пламегасителя.

Рис. 4. Отделение пламегасителя

Рис. 4. Отделение пламегасителя


4) Открыть крышку ствольной коробки. Левой рукой обхватить переднюю часть приклада большим пальцем этой руки нажать на выступ направляющего стержня возвратного механизма, правой рукой приподнять вверх заднюю часть крышки ствольной коробки (рис. 5) и повернуть до упора ограничителей угла поворота крышки в опорные площадки основания для крепления газовой трубки и крышки ствольной коробки.

Рис. 5. Открывание крышки ствольной коробки

Рис. 5. Открывание крышки ствольной коробки


5) Отделить возвратный механизм. Удерживая автомат левой рукой за переднюю часть приклада, правой подать вперед направляющий стержень возвратного механизма до выхода его пятки из продольного паза ствольной коробки; приподнять задний конец направляющего стержня (рис. 6) и извлечь возвратный механизм из канала затворной рамы.

Рис. 6. Отделение возвратного механизма

Рис. 6. Отделение возвратного механизма


6) Отделить затворную раму с затвором. Продолжая удерживать автомат левой рукой, правой отвести затворную раму назад до отказа, приподнять ее вместе с затвором (рис. 7) и отделить от ствольной коробки,

Рис. 7. Отделение затворной рамы с затвором

Рис. 7. Отделение затворной рамы с затвором


7) Отделить затвор от затворной рамы.

Взять затворную раму в левую руку затвором кверху (рис. 8); правой рукой отвести затвор назад, повернуть его так, чтобы ведущий выступ затвора вышел из фигурного выреза затворной рамы, и вывести затвор вперед.

Рис. 8. Отделение затвора от затворной рамы

Рис. 8. Отделение затвора от затворной рамы


8) Отделить газовую трубку со ствольной накладкой. Удерживая автомат левой рукой, правой рукой взяться за задний конец ствольной накладки и, поднимая вверх, отделить ее вместе с газовой трубкой.


7. Порядок сборки автомата после неполной разборки:

1) Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой. Удерживая автомат левой рукой, правой надвинуть газовую трубку передним концом на патрубок газовой камеры и плотно прижать задний конец ствольной накладки к стволу до упора.

2) Присоединить затвор к затворной раме. Взять затворную раму в левую руку, а затвор в правую и вставить цилиндрической частью в канал рамы; повернуть затвор так, чтобы его ведущий выступ вошел в фигурный вырез затворной рамы, и продвинуть затвор вперед.

3) Присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке. Взять затворную раму в правую руку так, чтобы затвор удерживался большим пальцем в переднем положении. Левой рукой обхватить переднюю часть приклада, правой ввести газовый поршень в полость основания для крепления газовой трубки и крышки ствольной коробки и продвинуть затворную раму вперед настолько, чтобы отгибы ствольной коробки вошли в пазы затворной рамы, небольшим усилием прижать ее к ствольной корабке и придвинуть вперед до отказа.

4) Присоединить возвратный механизм.

Удерживая автомат левой рукой за переднюю часть приклада, правой рукой ввести возвратный механизм в канал затворной рамы; сжимая возвратную пружину, подать направляющий стержень вперед и, отпустив несколько книзу, ввести его пятку в продольный паз ствольной коробки.

5) Закрыть крышку ствольной коробки. Нажать на задний конец крышки ладонью правой руки так, чтобы выступ направляющего стержня возвратного механизма вошел в отверстие крышки ствольной коробки, а фиксатор газовой трубки вышел из отверстия основания для крепления газовой трубки и крышки ствольной коробки и зафиксировал газовую трубку.

6) Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель. Нажать на спусковой крючок и поднять переводчик вверх до отказа.

7) Присоединить к автомату пламегаситель. Навинтить пламегаситель на резьбовой выступ основания мушки (на ствол) до упора. Если выем пламегасителя не совпал с фиксатором, необходимо отвернуть пламегаситель (менее одного оборота) до совмещения выема с фиксатором.

8) Вложить в сумку шомпол и пенал. Уложить протирку, ершик, отвертку и выколотку в пенал, закрыть его крышкой и вложить с шомполом в соответствующие карманы сумки для магазинов.

9) Присоединить магазин к автомату. Удерживая автомат левой рукой за переднюю часть приклада или за цевье, правой ввести в окно ствольной коробки зацеп магазина (рис. 9) повернуть магазин на себя так, чтобы защелка заскочила за опорный выступ магазина.

Рис. 9. Присоединение магазина

Рис. 9. Присоединение магазина


При сборке автомата с ночным прицелом после присоединения магазина присоединить прицел. Взять автомат за цевье, совместить паз зажимного устройства прицела с планкой оружия; убедившись в том, что рукоятка зажимного устройства находится в заднем положении, продвинуть прицел вперед до упора и закрепить его, повернув рукоятку вперед до отказа.


9. Порядок полной разборки автомата:

1) Произвести, неполную разборку, руководствуясь ст. 6.

2) Разобрать магазин. Взять магазин в левую руку крышкой вверх (выпуклой частью от себя); правой рукой с помощью выколотки утопить выступ стопорной планки в отверстие на крышке магазина, большим пальцем левой руки сдвинуть крышку несколько вперед (рис. 10), правой рукой снять крышку с корпуса, удерживая при этом стопорную планку большим пальцем левой ру¬ки; постепенно освобождая пружину, вынуть ее вместе со стопорной планкой и подавателем из корпуса магазина; отделить подаватель от пружины.

Рис. 10. Отделение крышки магазина

Рис. 10. Отделение крышки магазина


3) Разобрать возвратный механизм. Взять возвратный механизм в левую руку, поставить направляющий стержень вертикально пяткой книзу на стол или Упор, сжать возвратную пружину вниз, правой рукой развести концы подвижного стержня и отделить муфту (рис. 11); снять пружину с направляющего стержня, отделить подвижный стержень от направляющего стержня.

Рис. 11. Отделение муфты возвратного мезанизма

Рис. 11. Отделение муфты возвратного мезанизма

4) Разобрать затвор. Вытолкнуть выколоткой шпильку, удерживающую ударник и ось выбрасывателя (рис. 12), и извлечь ударник из канала затвора; вытолкнуть выколоткой ось выбрасывателя. Отжимая большим пальцем правой руки зацеп выбрасывателя (от центра затвора) и придерживая его указательным пальцем, извлечь выбрасыватель с пружиной из паза затвора.

Рис. 12. Выталкивание шпильки при отделении выбрасывателя и ударника от затвора

Рис. 12. Выталкивание шпильки при отделении выбрасывателя и ударника от затвора


5) Разобрать ударно-спусковой механизм (разборка и сборка производятся под руководством офицера или мастера по ремонту вооружения):

— отделить узел спускового механизма:

удерживая, автомат левой рукой за ствольную коробку, правой с помощью выколотки нажать на рычаг автоспуска и разъединить шептало автоспуска с курком; спустить курок с боевого взвода; тонким концом выколотки поднять левый конец боевой пружины и пальцами завести его за боевой взвод курка; отверткой вывести длинный конец пружины автоспуска из кольцевой проточки оси спускового крючка; выколоткой продвинуть ось спускового крючка влево и вынуть ее; тонким концом выколотки поднять правый конец боевой пружины и пальцами завести его за боевой взвод курка (рис. 13.); извлечь из ствольной коробки узел спускового механизма, состоящий из спускового крючка, шептала с пружиной, ограничителя поворота курка и трубчатой оси;

Рис. 13. Заведение правого конца боевой пружины за боевой взвод курка

Рис. 13. Заведение правого конца боевой пружины за боевой взвод курка


разобрать узел спускового механизма (производится при сильном загрязнении): взять узел спускового механизма в левую руку, сдвинуть трубчатую ось вправо, а затем,

прижимая шептало одиночного огня большим пальцем левой руки вниз, вынуть трубчатую ось (рис. 14), отделить ограничитель поворота курка и шептало с пружиной от спускового крючка;

Рис. 14. Вынимание трубчатой оси

Рис. 14. Вынимание трубчатой оси


отделить курок: нажимая отверткой на длинный конец пружины автоспуска, вывести его из кольцевой проточки оси курка и выколоткой сдвинуть ось курка влево; придерживая курок правой рукой, левой вынуть ось курка; повернуть курок так, чтобы левая цапфа была направлена в сторону патронника, и извлечь курок из ствольной коробки (рис. 15); отделить боевую пружину от курка;

Рис. 15. Извлечение курка из ствольной коробки

Рис. 15. Извлечение курка из ствольной коробки


отделить автоспуск: выколоткой сдвинуть влево ось автоспуска и вынуть ее, извлечь автоспуск с пружиной через окно для магазина (рис. 16), отделить пружину от автоспуска;

Рис. 16. Извлечение автоспуска с пружиной из ствольной коробки

Рис. 16. Извлечение автоспуска с пружиной из ствольной коробки


— отделить переводчик: повернуть пере¬водчик вверх до вертикального положения, сдвинуть вправо и отделить от ствольной коробки.

6) Отделить цевье (цевье отделяется в редких случаях: при значительном загрязнении, после попадания автомата в воду и т. п.).

Взять автомат левой рукой за цевье, правой рукой с помощью отвертки повернуть замыкатель цевья на пол оборота назад, сдвинуть соединительную муфту к основанию мушки (рис. 17), цевье подать вперед и отделить его от ствола.

Рис. 17. Сдвигание соединительной муфты

Рис. 17. Сдвигание соединительной муфты


9. Порядок сборки автомата после полной разборки:

1) Присоединить цевье. Удерживая автомат левой рукой за ствольную коробку, правой приложить цевье снизу к стволу и сдвинуть ого к ствольной коробке так, чтобы выступ цевья вошел в гнездо ствольной коробки; прижимая цевье к ствольной коробке, надвинуть соединительную муфту на цевье и повернуть замыкатель на пол оборота вперед.

2) Собрать ударно-спусковой механизм:

присоединить переводчик: удерживая автомат левой рукой, правой ввести сектор переводчика в фигурное отверстие правой стенки ствольной коробки так, чтобы цапфы вошли в отверстия в стенках ствольной коробки, поставить переводчик на автоматический огонь (АВ);

присоединить автоспуск: вставить короткий конец пружины в отверстие выступа автоспуска и через окно для магазина ввести автоспуск пружиной в ствольную коробку; поставить рычаг автоспуска на свое место и ввести справа выколотку в отверстия для оси автоспуска и пружины; удерживая автоспуск с пружиной правой рукой, левой вставить ось (рис. 18.);

Рис. 18. Постановка оси автоспуска.

Рис. 18. Постановка оси автоспуска.


присоединить курок: надеть боевую пружину на цапфы курка петлей со стороны боевого взвода (рис. 19) и завести ее концы за боевой взвод курка; удерживая курок и концы пружины пальцами правой руки, вставить курок в ствольную коробку левой цапфой в сторону патронника и совместить его отверстия с соответствующими отверстиями в ствольной коробке; ввести справа выколотку толстым концом в отверстия ствольной коробки и курка, отверткой прижать длинный конец пружины автоспуска к дну ствольной коробки и продвинуть выколотку до выхода ее в левое отверстие ствольной коробки; удерживая курок правой рукой, вставить слева ось курка, продвинув ее вправо до отказа (должен быть слышен щелчок); пальцами правой руки снять правый конец боевой пружины с боевого взвода курка и опустить его на дно ствольной коробки;

Рис. 19. Положение боевой пружины на курке

Рис. 19. Положение боевой пружины на курке


собрать узел спускового механизма: взять в левую руку спусковой крючок, присоединить к нему ограничитель поворота курка и правой рукой продвинуть трубчатую ось через отверстия в ограничителе поворота курка; вставить пружину в отверстие шептала одиночного огня; шептало с пружиной правой рукой поставить между левой стенкой спускового крючка и ограничителем поворота курка так, чтобы нижний конец пружины шептала вошел в выем спускового крючка; прижимая шептало большим пальцем левой руки к дну выема спускового крючка, совместить отверстия в шептале и левой стенке спускового крючка, продвинуть трубчатую ось до упора буртика оси в правую стенку спускового крючка;

присоединить узел спускового механизма: поместить узел спускового механизма в ствольную коробку на свое место; выколоткой приподнять правый конец боевой пружины кверху и положить его на прямоугольный выступ спускового крючка; вставить с левой стороны ствольной коробки ось спускового крючка, продвинуть ее вправо через отверстия в ствольной коробке и трубчатую ось до отказа (длинный конец пружины автоспуска при этом должен находиться сверху оси); выколоткой завести длинный конец пружины автоспуска в кольцевую проточку оси спускового крючка; пальцами правой руки снять левый конец боевой пружины с боевого взвода курка и поло¬жить его на прямоугольный выступ спускового крючка; нажимом выколотки на концы осей автоспуска, курка и спускового крючка проверить стопорение осей длинным концом пружины автоспуска; поставить курок на взвод автоспуска и отвести курок назад до отказа.

3) Собрать затвор. Вставить выбрасыватель с пружиной в паз затвора и приложить головную часть выбрасывателя к какой-либо опоре; нажав на выбрасыватель, вставить ось выбрасывателя в отверстие под ведущим выступом затвора так, чтобы вырез на оси был обращен в сторону цилиндрической части затвора; взять затвор в левую руку ведущим выступом кверху, а цилиндрической частью к себе и ввести в канал затвора ударник большим вырезом влево; со стороны ведущего выступа вставить в отверстие затвора шпильку и продвинуть ее до конца.

4) Собрать возвратный механизм. Упереть пятку направляющего стержня в стол (упор); надеть пружину на направляющий стержень и сжать ее настолько, чтобы конец направляющего стержня вышел из нее; удерживая левой рукой пружину, правой развести концы подвижного стержня, продеть один из них в образовавшуюся петлю и отпустить пружину до упора в подвижный стержень (рис. 20); вставить муфту между концами подвижного стержня; левой рукой сжать пружину, правой перевести подвижный стержень в вертикальное положение, после чего плавно отпустить пружину до упора ее в муфту.

Рис. 20. Сборка возвратного механизма

Рис. 20. Сборка возвратного механизма


5) Собрать магазин. Присоединить подаватель к пружине магазина вводом первого витка свободного конца пружины под загиб подавателя; вставить пружину с подавателем в корпус магазина; утопить стопорную планку в корпус и, удерживая ее в таком положении, надеть крышку магазина на корпус так, чтобы она своими захватами удерживалась на загибах корпуса, а выступ стопорной планки заскочил в отверстие крышки (должен быть слышен щелчок).

6) Дальнейшую сборку производить, руководствуясь ст. 7.