Зенитный прицел обр. 1943 г.


Боевые свойства и назначение зенитного прицела обр. 1943 г.

184. Зенитный прицел обр. 1943 г. предназначается для наводки пулемета при стрельбе по воздушным целям, летящим со скоростью до 550 км/час на дальностях до 1600 м.

185. Зенитный прицел обр. 1943 г. для стрельбы по воздушным целям устанавливать на 12,7-мм пулемет обр. 1938/46 г. и на пулемет обр. 1938 г. на универсальном станке обр. 1938 г.

Вес зенитного прицела без футляра 2 кг.

Основные части зенитного прицела

186. Основные части зенитного прицела обр. 1943 г. (рис. 90): передний визир, курсовой визир, соединительный валик, задний визир, хомут и промежуточный кронштейн. К прицелу положена принадлежность. Прицел хранится и переносится в футляре. Хомут и промежуточный кронштейн служат для крепления прицела на пулемете обр. 1938 г.

Передний визир (рис. 91) служит для наводки пулемета в цель. Он состоит из рамы прицела, рукоятки и кольца с прицельной шкалой.

Рис. 90. Общий вил зенитного прицела обр. 1943 г.:

Рис. 90. Общий вил зенитного прицела обр. 1943 г.:

1 — передний визир; 2 — курсовой визир; 3 — соединительный валик; 4 — задний визир; 5 — промежуточный кронштейн к пулемету обр. 1938 г.


Рама прицела имеет ролики с осями для направления вращения кольца, трубку с зажимом для соединения с курсовым визиром, кронштейн для соединения с промежуточным кронштейном, стойки с отверстиями для прохода валика, ручки и шестерни со/втулкой для соединительного валика. Втулка имеет пазы для шпильки соединительного валика. Стойка на раме укреплена винтами. На внутренней поверхности рамы внизу нанесена риска для установки кольца при сборке прицела.

Рукоятка вставлена в отверстие стоек рамы. Она имеет откидную ручку для вращения и валик с шестерней. Шестерня вращает кольцо.

Кольцо по окружности имеет зубья для зацепления с зубьями шестерни. Внутри кольца прикреплена по радиусу кольца прицельная шкала с 10 отверстиями.

Рис. 91. Передний визир:

Рис. 91. Передний визир:

1 — рама; 2 — рукоятка; 3 — кольцо; 4 — прицельная шкала; 5 — ролики; 6 — трубка с зажимом; 7 — кронштейн; 8 — стойка; 9 — шестерня соединительного валика; 10 — пазы; 11 — откидная ручка; 12 — валик; 13 — шестерня; 14 —> растяжка; 15 — табличка


Каждое отверстие соответствует одному делению прицела. Для удобства отсчета четные деления отмечены соответствующим количеством зубчиков. Например, второе по порядку кольцо (не считая центрального) имеет два зубчика (один справа и один слева), четвертое — четыре зубчика и т. д. Нечетные деления зубчиков не имеют. Прицельная шкала удерживается в кольце двумя растяжками. Кольцо снаружи имеет паз, по которому скользят ролики рамы прицела. Внутри кольца сделана риска для установки его в раме при сборке прицела. На лицевой стороне рамы укреплена таблица делений.

187. Курсовой визир (рис. 92) служит для установки прицельной шкалы параллельно движению самолета, а также для проверки ее положения. Он состоит из рамы и кольца с курсовыми нитями.

Рама курсового визира имеет ролики с осями для направления вращения кольца, хвост с выступом для соединения с трубкой переднего визира и шестнрню со втулкой, которыерые помещаются в стойке.

Рис. 92. Курсовой визир:

Рис. 92. Курсовой визир:

1 — рама: 2 — кольцо; 3 — курсовые нити; 4 — ролики; 5 — хвост; 6 — шестерня со втулкой; 7 — стрелка (в последних выпусках самолетик)


Втулка шестерни имеет пазы для шпильки валика. Стойка укреплена на раме винтами. На внутренней поверхности рамы внизу нанесена риска для установки кольца в раме при сборке прицела. Кольцо по окружности имеет зубья для зацепления с зубьями шестерни. Внутри кольца имеются четыре курсовые нити. К курсовым нитям прикреплена стрелка. Курсовые нити служат для установки прицельной шкалы параллельно движению самолета и для проверки ее положения. Стрелка на нитях устанавливается по ходу самолета.

Снаружи кольцо имеет паз, по которому скользят ролики рамы. Внутри кольца' сделана риска для установки его в раме при сборке.

188. Соединительный валик (рис. 93) служит для передачи вращения кольца переднего визира к кольцу курсового визира, чем обеспечивается параллельность прицельной шкалы и курсовых нитей. На концах валик имеет шпильки, которые входят в пазы втулок шестерен переднего и курсового визиров.

Рис. 93. Соединительный валик:

Рис. 93. Соединительный валик:

1 — шпильки


При сборке прицела соединительный валик вставляется только после того, как прицельная шкала поставлена параллельно курсовым нитям, т. е. прицельное и курсовое кольца установлены по рискам в своих рамах.

189. Задний визир (рис. 94) совместно с передними курсовыми визирами служат для наводки пулемета в цель. Он имеет кронштейн с планкой и винт с барашком для крепления на рамке наземного прицела. В передней части кронштейна укреплена откидная планка с пружиной. На откидной планке при помощи винта укреплена стойка диоптра. Стойка диоптра внизу имеет вырез для регулировки высоты диоптра, а сверху вырез, в котором диоптр крепится при помощи винта с шайбой.

Рис. 94. Задний визир:

Рис. 94. Задний визир:

1 — кронштейн; 2 — планка; 3 — винт; 4 — откидная планка; 5 — стойка; 6 — нижний вырез; 7 — верхний вырез; 8 — диоптр; 9 — винт с шайбой


190. Хомут (рис. 95) служит для крепления зенитного прицела на пулемете обр. 1938 г. Хомут имеет верхнюю часть «ласточкин хвост» с воротком для промежуточного кронштейна, нижнюю часть, соединенную с верхней с помощью оси, и откидной болт с осью и гайкой для закрепления хомута на пулемете.

Рис. 95. Хомут:

Рис. 95. Хомут:

1 — верхняя часть; 2 — вороток; 3 — ласточкин хвост; 4 — нижняя часть; 5 - ось; 6 — откидной болт; 7 - ось болта; 8 — гайка


191. Промежуточный кронштейн (рис. 96) служит для уменьшения длины прицельной линии до 340 мм при креплении прицела на пулемете обр. 1938 г. Он имеет паз для соединения с хомутом и выступ в виде ласточкина хвоста с воротком для соединения с передним визиром.

Рис. 96. Промежуточный кронштейн:

Рис. 96. Промежуточный кронштейн:

1 - паз; 2 — выступ; 3 — вороток


192. Принадлежность (рис. 97) состоит из двух ключей, предназначенных для сборки и разборки прицела.

Рис. 97. Принадлежность:

Рис. 97. Принадлежность:

1 — ключ; 2 — ключ-отвертка


193. Футляр (рис. 98) представляет собой деревянную коробку с крышкой, которая запирается накидным замком. Для переноски служит ручка из тесьмы. В футляре хранятся в специальных гнездах все части зенитного прицела.

Рис. 98. Укладка зенитного прицела обр. 1943 г. в футляре:

Рис. 98. Укладка зенитного прицела обр. 1943 г. в футляре:

1 - передний визир; 2 — задний визир; 3 — хомут: 4 — курсовой визир; 5 — промежуточный кронштейн; 6 — валик; 7 — ключи


Сборка и разборка зенитного прицела на пулемёте

194. Сборку зенитного прицела на пулемете производить в следующем порядке:

— надеть задний визир на рамку наземного прицела и закрепить его планкой;

— вставить хвост рамы курсового визира в трубку рамы прицела на половину его длины;

— повернуть прицельное и курсовое кольца так, чтобы установочные риски на ободе совпали с рисками на рамах прицела и курсового визира;

— сдвинуть рамы курсового визира и прицела так, чтобы второй конец соединительного валика вошел во втулку шестерни курсового визира, а установочный штифт на хвосте рамы курсового визира — в вырез трубки рамы прицела; закрепить зажим трубки переднего визира;

— вставить в кронштейн переднего визира промежуточный кронштейн; вдвинуть в паз ствольной коробки промежуточный кронштейн и закрепить воротком.

Примечание. При установке прицела на пулемет обр. 1938 г.:

— надеть хомут зенитного прицела на расстоянии примерно 460 мм от рамки наземного прицела и слегка закрепить хомут; для лучшего прилегания хомута можно применить прокладки;

— соединить промежуточный кронштейн с прицелом и зажать вороток;

— установить прицел на хомут и зажать вороток;

— окончательное закрепление хомута на пулемете поо-извести при выверке прицела.

195. Разборку зенитного прицела производить в следующем порядке:

— отвернуть вороток и снять прицел со ствольной коробки;

— отделить промежуточный кронштейн от рамы прицела;

— ослабить зажим и отделить курсовой визир от рамы прицела; одновременно отделить соединительный валик;

— сложить рукоятку прицела;

— уложить прицел в футляр;

— отделить задний визир от пулемета.

Примечание. При отделении прицела от пулемета обр. 1938 г. снять прицел с хомута и отделить промежуточный кронштейн. Хомут, как правило, с пулемета не снимается.

При сборке и разборке прицела не допускать применения больших усилий или ударов.

Работа с прицелом

196. Зенитный прицел обр. 1943 г. обслуживают два номера расчета: наводчик и прицельный.

Прицельный во время стрельбы наблюдает за целью через курсовой визир. Действуя рукояткой, он непрерывно поворачивает курсовые нити так, чтобы они постоянно были параллельны направлению полета цели, т. е. оси фюзеляжа самолета. При этом цель может и не совмещаться с курсовой питью.

Острие стрелки на курсовых нитях должно быть направлено в сторону движения самолета. Если наводчик совместит цель с каким-нибудь делением на шкале, то движение самолета будет казаться направленным в центр кольца, а в действительности направление его движения пересечется с траекториями полета пуль.

197. Наводчик наводит пулемет в цель по одному из делений прицельной шкалы. Он ведет огонь длинными или короткими очередями. При наводке наводчик смотрит через диоптрическое отверстие заднего визира и совмещает цель с одним из делений прицельной шкалы.

Определение необходимого деления прицела производится по «Таблице делений», которая помещена на лицевой стороне рамы прицела.

Таблица делений для 12,7-мм пулеметов обр. 1938 г. ДШК и обр. 1938/46 г.

Скорость цели, км

Дальность, м

1800-1200

1200-600

600-200

Раккурс

1/4

2/4

1/4

2/4

1/4

2/4

Деления

До 300

2

4

2

3

2

3

300-400

3

5

2

4

2

4

400-500

3

6

3

5

2

4

Таблица делений составлена:

— для трех групп скоростей с точностью до 100 км/час;

— для трех групп дальностей с точностью до 600 - 400 м,

— для четырех раккурсов с точностью ДО окружности.

Для каждого из возможных сочетаний скорости, дальности и раккурса определен номер требуемого деления прицельной шкалы. В ряде случаев номера делений даны с округлением в большую сторону.

Деления для раккурса 3/4 получаются простым сложением номеров делений для 1/4 и 1/2. Например: цель летит со скоростью 400 км/час на дальности 1000 м. Раккурс 3/4. По таблице делений найти в строке 400—500 в графе для раккурса 1/4 деление 3 и в графе 2/4 — деление 5. Сложить 3 + 5 = 8. Подать команду «Деление 8».

Деление для раккурса 4/4 находится удваиванием номера деления для раккурса 1/2.

Таким образом, деления для раккурса 1/2 являются основными.

Деления для раккурса 1/4, помещенные в таблице, можно получить, разделив номер основного деления (для раккурса 1/2) пополам.

В тех случаях, когда номера делений получаются дробными, они округляются до ближайшего целого числа в большую сторону.

Таблица делений помещена на прицеле только для справок. Командир и наводчик должны знать таблицу делений наизусть. Перед началом стрельбы командир должен проверить знание данных таблицы для раккурса 1/2.

198. Угол прицеливания в зенитном прицеле обр. 1943 г. принимается постоянным для средней дальности и среднего угла места цели, так как ошибка в угле прицеливания мала по сравнению с ошибками, происходящими от других причин. Угол прицеливания устанавливается при выверке прицела.

199. Выверку прицела при установке его на пулемете обр. 1938 г.производить в следующем порядке:

а) При помощи масштабной линейки установить передний визир на расстоянии 340 мм (с допуском 3 мм) от заднего.

Измерение масштабной линейкой производить от переднего обреза диоптра заднего визира до заднего обреза центральной втулки (нулевого деления прицела) переднего визира. Это расстояние называется прицельной линией. Изменение величины этой линии производить, передвигая хомут на пулемете. После выверки прицела нанести риску по окружности ствола по передней части хомута для обеспечения быстрой установки и выверки прицела в последующем.

Закрепить хомут на пулемете.

б) Наземный прицел установить на цифру 9 (900 м).

в) По наземному прицелу навести пулемет в точку, удаленную не менее чем на 400 м.

г) Перемещая диоптр заднего визира, направить нулевую прицельную линию зенитного прицела в ту же точку.

д) После этого затянуть винты, крепящие диоптр. При медленном поворачивании прицельной шкалы на 360° наводка не должна сбиваться.

Примечание. Пункты «б», «в», «г» и «д» относятся также и к пулемету обр. 1938/46 г.

200. Правильность выверки проверять не менее одного раза в день и, кроме того, после переноски, перевозки и разборки пулемета, а также после боевой стрельбы.

201. При работе с зенитным прицелом обр. 1943 г. наводчик и прицельный могут корректировать друг друга, так как наводчику видно, когда прицельный установит курсовые нити непараллельно движению самолета, а прицельному видно, когда наводчик откроет огонь, не совместив самолет с прицельной шкалой.

202. При стрельбе возможны единичные случаи, когда номер деления окажется больше 10. В этом случае точку прицеливания нужно выносить за пределы кольца, по линии продолжения шкалы, на расстояние, соответствующее полученному делению.

203. Стрельбу по самолету вести сопроводительным огнем или огнем завесами.

204. Корректирование огня производить только по полету трассирующих пуль. При правильной работе расчета и при стрельбе с выверенным прицелом могут получаться лишь опережающие или отстающие трассы, если были допущены ошибки в определении раккурса, дальности стрельбы и скорости цели. В значительной мере эти ошибки корректируются заградительным («выжидательным») огнем. При значительной величине ошибок (более чем на два деления) корректировать огонь, изменяя деление шкалы для наводки. Корректирование производить из того расчета, что цена одного деления прицельной шкалы равна Г20', или около 0-23 (это соответствует примерно 5 малым делениям угломерной сетки бинокля).


Хранение и сбережение зенитного прицела

205. При перевозке и переноске пулемета зенитный прицел снимать и укладывать в футляр.

206. После стрельбы и перед укладкой в футляр прицел очистить. Влагу, песок и пыль обтереть чистой ветошью или паклей.

207. Для предохранения от ржавления прицел периодически смазывать тонким слоем ружейной смазки. При этом обращать внимание главным образом на то, чтобы были смазаны трущиеся части: подшипники шестерен и валиков, а также оси роликов.


Раккурсомер-дальномер и работа с ним

208. Раккурсомер-дальномер (рис. 99) служит для приближенного определения раккурса и дальности.

209. Раккурсомер-дально мер состоит из рамки с таблицей делений, шнурка, стрелки и модели самолета с барабанчиком.

210. Определение дальности производить либо по длине фюзеляжа, либо по размаху крыльев самолета, в зависимости от видимости цели. Как длину фюзеляжа, так и размах крыльев в метрах определять по типу самолета, что устанавливается по шкале при помощи стрелки.

Рис. 99. Раккурсомер-дальномер

Рис. 99. Раккурсомер-дальномер


Величина просвета между рамкой и стрелкой регулируется пропорционально длине фюзеляжа или размаху крыльев.

211. Работу с раккурсомером-дальномером выполнять в следующем порядке:

а) Зацепить крючком на шнурке дальномера за крючок воротника шинели или за петлю гимнастерки с таким расчетом, чтобы расстояние от глаза до дальномера при натянутом шнурке было равно 650 мм (допускается ошибка не свыше 30 мм).

б) Модель самолета установить в зависимости от того, каким способом будет вестись измерение (по длине фюзеляжа или по размаху крыльев).

в) Определить по типу самолета длину фюзеляжа или размах крыльев в метрах и установить полученную величину по верхней шкале при помощи верхнего конца стрелки.

Примечание. Работа, изложенная в пп. «а», «б» и «в», является подготовительной.

г) Повернуть весь раккурсомер-дальномер так, чтобы модель самолета на приборе встала параллельно движению цели. С барабанчика, удерживаемого на месте натянутым шнурком, отсчитать величину раккурса и, если нужно, округлить до ближайшей четверти.

д) Удерживая раккурсомер-дальномер в том же положении, т. е. сохраняя параллельность модели самолета, и цели, поместить видимую цель в просвет между рамкой и стрелкой. Ближайшая цифра на рамке будет соответствовать дальности до цели.

е) По измеренной дальности и раккурсу выбрать по таблице необходимое деление прицела и скомандовать его наводчику,