Бронетранспортёр БТР - 80


Меткость и кучность стрельбы из пулеметов башенной пулеметной установки (БПУ) завися от правильности выверки оружия и прицела (взаимного расположения осей каналов стволов пулеметов и оптической линии визирования прицела), а также от исправного состояния пулеметов, прицела, узлов и деталей, их установки в башне.

При ухудшении меткости и кучности стрельбы необходимо первоначально проверить выверку оружия и прицела по контрольно-выверочной мишени.


Проверка выверки КПВТ и прицела.

Перед проведением работ подготовить контрольно-выверочную мишень (КВМ). КВМ рисуется на листе светлой плотной бумаги (картона) размером 1x1 м (рис.27).

Рис.27 Схема контрольно-выверочной мишени на дальность 20 м.

Рис.27 Схема контрольно-выверочной мишени на дальность 20 м.


Фактические значения координат а,б,в,г указаны в схеме КВМ, вклеенной в формуляр машины. Порядок проведения работ:

- установить в шинах колес машины одинаковое давление, равное 300 кПа .(3 кгс/см3);

- установить машину на относительно ровной и горизонтальной площадке с плотной поверхностью. Двигатель остановить, включить первую передачу и затормозить машину стояночным тормозом;

- перевести башенную установку в положение побоевому;,

- устаневить пулеметы в горизонтальное положение, направить их вперед по оси машины и затормозить тормоза погона и подъемного механизма;

- подготовить прицел к работе и вращая маховичок установить горизонтальный штрих в поле зрения прицела на нулевую отметку шкал дальностей;

- на расстоянии 20 м от среза пламегасителя КПВТ установить щит с закрепленной на нем мишенью так, чтобы линия отвеса на мишени была параллельна вертикальному штриху в прицеле, а отметка со знаком "П" на мишени находилась близко к перекрестию в прицеле. Мишень должна быть хорошо освещена;

- снять пламегаситель с ПКТ (резьба левая);

- вставить ТХП-14,5 и ТХП-7,62 в стволы до упора в буртик так, чтобы вертикальные штрихи в полях зрения TXП были параллельны линии отвеса на мишени;

- растормозить тормоза погона и подъемного механизма;

- наблюдая в ТХП-14,5, рукой установить ствол KПBT так, чтобы перекрестие в поле зрения TXП-14,5 совпало с крестом "KПBT" на мишени, и плавно, без рывков затормозить тормоза погона и подъемного механизма.

Убедиться в том, что перекрестия в ТХП и креста на мишени совпадают;

- не изменяя положения башенной установки и ее частей, наблюдая в ТХП 7,62, проверить, совпадает ли перекрестие ТХП-7,62 с крестом "ПКТ" на мишени;

- не изменяя положения башенной установки и ее частей, наблюдая в прицел, проверить, совпадает ли перекрестие в поле зрения прицела с центром отметки "П" на мишени.

Если проверки покажут, что выверки ПКТ и прицела соответствуют требованиям КВМ, то причина плохой меткости и кучности стрельбы неисправность прицела, пулеметов или узлов и деталей их установок в башне.

Если проверки покажут, что выверки ПКТ и прицела не соответствуют требованиям КВМ, то произвести их выверку по КВМ(см.4,2.2.)


Выверка ПКТ и прицела по КВМ

Для выверки ПКТ необходимо:

- расшплинтовать втулки выверочного механизма основания каретки ПКТ; наблюдая в ТХП-14,5, установить ствол КПВТ так, чтобы перекрестие ТХП совпало с крестом "КПВТ" на мишени и плавно, без рывков затормозить тормоза погона и подъемного механизма. Убедиться, что взаимное положение перекрестия в ТХП и креста на мишени сохранилось;

- наблюдая в ТХП-7,62,вращая втулки выверочного механизма добиться такого положения ПКТ, при котором перекрестие ТХП будет совпадать с крестом "ПКТ" на мишени. При проведении работ добиваться сохранения такого положения башенной установки при котором перекрестие ТХП-14,5 совпадает с крестом "КПВТ" на мишени;

- затянуть втулки выверочного механизма ПКТ. При затяжке убедиться, что перекрестие ТХП 7,62 совпадает с крестом "ПКТ" на мишени. Зашплинтовать втулки.

Для выверки прицела необходимо:

- наблюдая в ТХП-14,5, установить ствол КПВТ так, чтобы перекрестие ТХП совпало с крестом "КПВТ".на мишени и плавно,без рывков затормозить тормоза погона и подъемного механизма. Убедиться, что взаимное положение перекрестия в ТХП и креста на мишени сохранилось;

- наблюдая в прицел, определить направление подвижки сетки прицела для совмещения ее перекрестия с центром отметки "П" на мишени.

Для подвижки по вертикали:

- отвернуть контргайки регулировочных болтов;

- вращение болтов перемещают поводок, при этом задающий вал через механизмы прицела будут перемещать сетку прицела по вертикали. После получения совпадения горизонтального штриха сетки с центром отметки "П" на мишени затянуть регулировочные болты и их контргайки.

Для подвижки по горизонтали:

- ослабить гайку цангового зажима регулировочного вала;

- вращением регулировочного вала переместить сетку до совпадения ее вертикального штриха с центром отметки "П" на мишени;

- затянуть гайку.

При проведении работ с прицелом добиться сохранения такого положения башенной установки, при котором перекрестие ТХП-14,5 совпадает с крестом "КПВТ" на мишени.

После проведения выверки ПКT и прицела проверить кучность и меткость боя пулеметов стрельбой по пристрелочной мишени.


Проверка кучности и меткости боя пулеметов.

Перед проведением работ изготовить пристрелочную мишень, которая рисуется на листе светлой плотной бумаги (картона) размером 1x1 м (рис.28).

Рис. 28. Пристрелочная мишень (размеры в мм)

Рис. 28. Пристрелочная мишень (размеры в мм).


Работы проводятся с боеприпасами одной партии с пулей Б-32 для пулемета КПВТ и с пулей со стальным сердечником для пулемета ПКТ.

Снарядить боеприпасы в комплектности:

- одна лента с 5 патронами и три-четыре ленты по 10 патронов для КПВТ;

-одна лента с 5 патронами и три-четнре ленты по 10 патронов для ПКТ;

Порядок проведения работы:

- выполнить работы в части подготовки машины, башенной установки, пулеметов и прицела к работе;

- на расстоянии 100 м от среза пламегасителя КПВТ установить щит с закрепленной на нем мишенью так, чтобы линия отвеса на мишени была параллельна вертикальному штриху в прицеле, а отметка со знаком "П" на мишени находилась близко к перекрестию в прицеле;

- подготовить пулеметы к стрельбе зарядив их лентами с 5 патронами;

- навести пулеметы мимо мишени и произвести очереди по пять осадочных выстрелов: сначала из КПВТ, затем из ПКТ;

- зарядись пулеметы лентами с 10 патронами;

- установить горизонтальный штрих в поле зрения прицела на нулевую отметку шкал дальностей;

- навести перекрестие прицела в центр отметки "П" на мишени и плавно, без рывков затормозить тормоза погона и подъемного механизма. Убедиться, что перекрестие прицела совпадает с центром отметки "П" на мишени;

- произвести непрерывным огнем очередь из10 выстрелов из КПВТ;

- определить среднюю точку попадания первой очереди (см. рис. 1)

Определить кучность боя первой очереди, для чего провести окружность радиусом 350 мм с центром в СТП. В пределах этой окружности должно быть не менее 8 пробоин, т.е. кучность боя ) должна быть не менее 80%.

Кучность боя считаемся неудовлетворительной, а живучесть ствола исчерпанной, если радиус рассеивания превышаем 875 мм. Ствол подлежит замене.

Осмотреть пробоины в мишени. Если более 5 пробоин имеют овальную форму, то живучесть ствола также исчерпана. Такой ствол подлежит замене.

При положительных результатах проверки кучности боя по первой очереди продолжить проверку по меткости боя КПВТ, для чего:

- отметить на мишени имеющиеся в ней пробоины;

- зарядить KПВТ второй лентой с 10 патронами и повторить прицельную стрельбу по мишени;

- определить СТП второй очереди;

- отметить на мишени имеющиеся в ней пробоины;

- зарядить КПВТ третьей лентой с 10 патронами и в третий раз произвести прицельную стрельбу по мишени;

- определить СТП третьей очереди;

определить СТП трех очередей - СТП действительную (рис.29)

Рис. 29. Определение СТП попадания трех очередей.

Рис. 29. Определение СТП попадания трех очередей.


Меткость боя КПВТ считается удовлетворительной, если СТП. действительная находится в пределах круга с радиусом не более 135 мм (рис.28).

Если СТП действительная находится за пределами этого круга или на его границе, выполнить корректировку выверки прицела относительно фактической линии огня КПВТ, используя при этом механизмы подвижки сетки.

Величины поправок определять:

- по горизонтали - по шкале боковых поправок (одно малое деление 0-02);

- по вертикали - по высоте штрихов шкалы боковых поправок (высота малого штриха 0-04, большого 0-06).

После получения положительных результатов проверки меткости и кучности боя КПВТ провести проверку меткости и кучности боя ПКТ, для чего:

- навести перекрестие прицела в центр отметки "П" на мишени, и плавно, без рывков затормозить тормоза погона и подъемного механизма. Убедиться, что перекрестие прицела совпадает с центром отметки "П" на мишени;

- произвести непрерывным огнем очередь из 10 выстрелов с ПКТ;

- определить СТП первой очереди.

Определить кучность боя первой очереди, для чего провести окружность радиусом 180 мм с центром в СТП. В пределах этой окружности должно быть не менее 8 пробоин, т.е. кучность боя должна быть не менее 80%.

Кучность боя считается неудовлетворительной, а живучесть ствола исчерпанной, если радиус рассеивания превышает 450 мм. При неудовлетворительной кучности боя заменить пулемет.

После замены пулемета повторить работы.

При положительных результатах проверки кучности боя по первой очереди продолжить работы по проверке меткости боя ПКТ , для чего:

- отметить на мишени имеющиеся на ней пробоины;

- зарядить ПКТ второй лентой с 10 патронами и повторись прицельную стрельбу по мишени;

- определить СТП второй очереди; отметить на мишени имеющиеся в ней пробоины;

- зарядить ПКТ третьей лентой с 10 патронами и в третий раз произвести прицельную стрельбу по мишени;

- определить СТП третьей очереди;

- определить СТП трех очередей - СТП действительную (см.рис.29).

Меткость боя ПКТ считается удовлетворительной, если СПП действительная находится в пределах круга с радиусом не более 60 мм (рис.28).

Если СТП действительная находится за пределами круга с радиусом 60 мм или в его пределах, но на его границе, выполнить корректировку положения ПКТ, для чего:

- определить фактические величины (в мм) отклонения СТП действительной от центра отметки ПКТ на мишени как по вертикали, так и по горизонтали;

- подсчитать количество рисок, на которые необходимо повернуть регулировочные втулки выверочного механизма основания каретки ПКТ, для того, чтобы "привести" СТП действительную в центр отметки ПКТ на пристрелочной мишени.

При подсчете исходить из того, что для перемещения СТП на 100 мм (как по вертикали, так и по горизонтали) втулки необходимо повернуть на одну риску. Риски нанесены на поверхности бурта втулки;

- расшплинтовать регулировочные втулки, довернуть их на необходимое количество рисок и затянуть;

- повторить работы по проверке мекости боя ПКТ по пристрелочной. мишени.

После положительных результатов зашплинтовать регулировочные втулки. Если при проверке меткости и кучности боя выполнялись работы по корректировке положения прицела и (или) ПКТ относительно КПВТ, обязательно составить новую контрольно-выверочную мишень.


Составление контрольно-выверочной мишени (КВМ).

Основным условием правильности составления КВМ является точный перенос на нее оптической линии визирования перекрестия прицела и линий каналов стволов КПВТ и ПКТ сразу после приведения их к нормальному бою, т.е. после получения положительных результатов пристрелки пулеметов по пристрелочной мишени.

Перед проведением работ по составлению КВМ подготовить заготовку КВМ. Для этого на листе светлой плотной бумаги (картона) размером 1x1 м изобразить линию отвеса (рис.27) и крест с отметкой "КПВТ".

Порядок проведения работ:

- не изменяя положения машины после пристрелки, установить пулеметы в горизонтальное положение и затормозить тормоза погона и подъемного механизма;

- установить горизонтальный штрих в поле зрения прицела на нулевую отметку шкалы дальностей;

- на расстоянии 20 м от среза пламегасителя КПВТ установить щит с прикрепленной на нем заготовкой КВМ так, чтобы линия отвеса на ней была параллельна вертикальному штриху в прицеле;

- снять пламегаситель с ПКТ (резьба левая);

- вставить ТХП-14,5 и ТХП-7,62 в стволы так, чтобы вертикальные штрихи в полях зрения ТХП были параллельны линии отвеса на заготовке КВМ;

- растормозить тормоза погона и подъемного механизма;

- наблюдая в ТХП-14,5, рукой установить ствол КПВТ. так, чтобы перекрестие ТХП-14,5 совпало с крестом "КПВТ" на заготовке КВМ;

- плавно, без рывков затормозить тормоза погона и подъемного механизма и убедиться в том, что перекрестие ТХП-14,5 и крест КПВТ на заготовке КВМ совпадают;

- с помощью указки и карандаша, визируя через перекрестие в прицеле и в ТХП-7,62, нанести на лист точку центра будущей отметки со знаком "П" (рис.27) и точку центра будущего креста с отметкой "ПКТ". Положение каждой из этих точек наносить как среднюю по результатам трёх последовательных отметок;

- замерить с точностью до 1 мм фактические значения величины координат а,б,в,г;

- внести новые значения координат в схему КВМ, вклеенную в формуляр машины.